Устная и письменная речь на уроках литературы «Слово хорошо только тогда, когда оно верно выражает мысль, а верно оно выражает мысль тогда, когда вырастает из неё, как кожа из организма, а не надевается, как перчатка, сшитая из чужой кожи» К. Д. Ушинский Культура устной и письменной речи должна быть основной задачей всей школы, так как нет ни одной школьной дисциплины, в которой учащиеся в той или иной степени не пользовались бы устным или письменным словом. Каждый преподаватель должен заботиться о том, чтобы ученики во всех своих устных ответах и письменных работах по его предмету говорили правильным литературным языком. Словеснику в этой работе принадлежит особая и очень ответственная роль. На занятиях по русскому языку и литературе делается установка на слово как выражение мысли. На уроках ученик, читая и анализируя текст, неизбежно обращаешься к слову как к средству выявления образов и идейного смысла произведения. Воспитание языковых навыков у школьников прослеживается двумя параллельными путями: средствами устной и письменной речи. В чем сходство и различие этих путей? Существуют требования, в одинаковой степени применимые и к письменной, и к устной речи. От любого высказывания или ответа учащегося учитель должен добиваться содержательности, ясности, убедительности, логичности, литературной правильности, благозвучия. Поэтому устная и письменная речь тесно взаимосвязаны: письменные работы содействуют развитию навыка устной речи и наоборот: правильно поставленная устная речь помогает письменному изложению мыслей. Однако между этими двумя понятиями есть и существенное различие, заключающееся в психологической природе и направленности. Каждая из них выражает мысль и чувство, но длительность процесса выражения мысли и чувства не одинакова. В устной речи этот процесс совершенствуется быстро и в окончательной форме, а в письменной речи в распоряжении пишущего есть достаточно времени, чтобы обдумать способ выражения, заменить одно слово другим и. т.д. К тому же, устная речь обращена к слушателям, что отражается и на лексике, и на синтаксисе, и на общем построении речи. В ней больше взволнованности, эмоций, значимую роль играет интонация, жесты, мимика. Ничего этого нет в письменной речи. Пишущий остается наедине с собой. Он должен представить себе читателя (т. е. учителя) и изложить свои мысли только словами, с предельной полнотой, ясностью и обстоятельностью. Эти особенности устной и письменной речи настолько существенны, что в школе необходимо обучать и той и другой форме выражения мысли, так как они ставят перед собой наряду с общими и особые задачи. Культура письменной речи должна дать учащимся навыки углубленной работы над словом, предложением и всей структурой сочинения, должна приучить вдумываться в способ и порядок передачи мыслей, выбирать и уточнять слова как в общем потоке текста, так и ключевые. Культура устной речи должна давать навыки словесной находчивости, умение подыскивать слова и строить план на ходу, в процессе изложения, что называется «не лезть за словом в карман», в то же время говорить убедительно, не отступать от темы. Всему этому на уроках языка и литературы необходимо уделять очень большое внимание. Остановлюсь на том, как в процессе изучения литературы можно формировать у учеников навыки устной и письменной речи. Это формирование не является каким-то самостоятельным разделом, а органично сливается со всем ходом урока, если учитель, конечно, ставит перед собой и учениками эту цель. В 5 - 8 кассах устная речь ученика связана с литературным чтением (рассказ о жизни писателя, пересказ прочитанного, творческое рассказывание, ответы на вопросы, характеристика героев, ответы по теории литературы), то в старших классах чаще практикуются высказывания логического типа. До 9 класса ученикам показываются лишь первоначальные приемы в форме связных ответов на вопрос и небольших устных характеристик. В работе учителя над устной речью ученика есть еще одна тонкость, обойти вниманием которую нельзя. Это просторечие, принесенное детьми в класс из дома. Оно привито им с детских лет и поэтому очень стойкое, нужен огромный труд и терпение, чтобы вытеснить из детской речь вульгаризмы, диалектизмы и заменить их литературными словами. Конечно, первое условие в этой борьбе - правильная, образцовая речь самого учителя; второе- создание у школьников подлинного интереса не только к тому, что сказано, но и к тому, как сказано, - воспитание «чувства языка!» Основное, определяющее условие правильно организованной устной, так же как и письменной речи, - содержательность, обилие мыслей, наличие основательных знаний. Поэтому главное, что учитель должен требовать от ученика - это глубокого знания предмета, о котором он говорит. Чаще всего неясность, неточность, запутанность речи объясняется тем, что ученик невнимательно читал, не вдумался в прочитанное, не знает материала. Поэтому первейшая забота учителя, предлагающего ученикам пересказать произведение или ответить на вопросы, состоит в том, чтобы произведение было хорошо прочитано и основательно разобрано. Так, например, учитель закончил лекцию о жизни и творчестве писателя. На очереди – анализ основных программных произведений: «Горе от ума», «Евгений Онегин» и т. д. (9 класс). Учащимся даны вопросы для самостоятельного разбора. Могут ли ученики со следующего урока сразу приступить к самостоятельному анализу текста? Нет, поспешность никогда не дает положительных результатов. Поэтому, прежде чем начинать разбор, необходимо добиться того, чтобы все ученики в классе были достаточно знакомы с текстом, и, кроме того, провести подготовку учеников, чтобы сделать предстоящий разбор глубоким и интересным. Для этого надо часть урока или урок отдать ориентировочным занятиям. Формы предварительной ориентировки могут быть разнообразны: а) чтение в классе начала произведения, сопровождение беседой, комментарием; б) выделение эпизодов, наиболее существенных; в) группировка действующих лиц; г) выделение основных частей произведения или сюжетных линий: и т. д. Причем 1 – й прием целесообразен именно в 9 классе, т к. учащиеся еще не имеют навыка текстуального анализа больших произведений. В 10 классе этот прием допустим только к некоторым произведениям (например, «Гроза»). Большинство произведений, вошедших в программу 10 класса, требует иной системы изучения: разбора текста во всем единстве составляющих его частей. Так, на подготовительном, ориентировочном уроке к роману «Отцы и дети» можно предложить: а) назвать действующих лиц, которых они считают главными; б) назвать сцены, особенно важные для выяснения взглядов и характера Базарова; в) выделить описания или сцены, показывающие отношение Тургенева к своим героям. Цель этой беседы – поставить вопросы и навести учеников на правильное решение, для того чтобы заинтересовать их и побудить с большим вниманием отнестись к изучению романа. При изучении романа «Что делать?», ценного своей общественно- политической проблематикой, надо предложить ученикам выделить главных героев и в связи с тем определить проблемы, поставленные автором. При ответах учеников учитель может и сам прийти на помощь другими вопросами: «Роман называется «Что делать?» Очевидно, автор ставит вопрос о том, что надо «делать» людям его времени. А в какой области «делать»: в личной или общественной? А может быть, Чернышевский говорит не только о том, что надо делать, но и о том, какие надо иметь взгляды. Какие сцены надо перечитать для выяснения этих вопросов? Вводя таким способом учащихся в проблематику романа, учитель вооружает их для более полноценного разбора. Все эти приемы способствуют четкой и быстрой ориентировке учащихся в материале произведения, что находит отражение в их устной и письменной речи. Еще одно важное условие устной речи - богатая лексика. Лексика как орудие мышления. Художественная литература, отражая самые различные явления жизни, соответственно этому и языком пользуется широко и неограниченно, но всё же, основное её внимание направлено к человеку, к человеческой психике, проявляющейся в отношениях к обществу и к природе. Лексика литературного произведения больше всего прямо или косвенно относится к изображению человеческой жизни. Специфика занятий по литературе в отношении развития речи проявляется в том, что эти занятия, обогащая язык учащихся в самых различных областях жизни, в обилии дают им те слова, которые обозначают многообразие свойств человеческого характера. Ученики усваивают такие термины, как доброта, честность, справедливость, идейность, принципиальность и т. д. К этой же группе относятся психологические термины - понятия- обывательщины, мещанство, хлестаковщина, обломовщина, косность и т. д. Все эти слова нуждаются в уточнении, даже в словарной работе. Хорошо, если учащиеся научатся находить среди них антонимы и синонимы, т.е. противопоставлять одни свойства характера другим. Это поможет им в работе над сравнительной характеристикой. Приносим свои извинения . Сайт школы ПЕРЕЕХАЛ. Предлагаем посетить наш сайт по новому адресу: http://school97.centerstart.ru
Новости21 февраля 2011
ВНИМАНИЕ!!!Приносим свои извинения .Сайт школы ПЕРЕЕХАЛ.Предлагаем посетить наш сайт по новому адресу:http://school97.centerstar… |
|
|
|